Деятели искусства

Даргомыжский

Александр Сергеевич

1813-1869

Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды.
А.С. Даргомыжский

Даргомыжский, выдающийся композитор

Александр Сергеевич Даргомыжский. Имя это часто произносят рядом с именем М. И. Глинки. Оба великих композитора, жившие и творившие бок о бок, по праву считаются основоположниками русской музыкальной классики. Даргомыжский был почти на десять лет моложе Глинки и, испытав благотворное влияние своего гениального современника, успел воплотить более поздние эстетические идеи, связанные с утверждением русского критического реализма 50-60-х годов XIX в. Он смог также сблизиться с последующим поколением русских композиторов - Мусоргским, Рим- ским-Корсаковым, Кюи, которые с благодарностью восприняли и продолжили прогрессивные творческие идеи своего старшего собрата по искусству.

Первые оперы Даргомыжского "Эсмеральда" и "Торжество Вакха" не поднимались над уровнем подражательных и во многом наивных проб. Путешествие за границу в середине 40-х годов значительно расширило круг его музыкальных знаний, укрепило желание искать особые, национально самобытные пути в искусстве.

С конца 40-х годов начинается самая богатая, зрелая полоса в творческом развитии Даргомыжского. Его давнее преклонение перед поэзией Пушкина привело к созданию наиболее признанной его оперы - "Русалки". Передовая критика приветствовала эту глубоко реалистическую музыкальную драму, оценив ее как третий классический образец русской национальной оперы (после "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы" Глинки). Лучшие эпизоды "Русалки" - драматически напряженные сцены-дуэты. В них композитор смело сочетает русские распевные мелодии с выразительной вокальной декламацией, словно выросшей из живой человеческой речи.

На протяжении своей жизни Даргомыжский написал более ста песен и романсов. Новым для русской музыки стали его бытовые песни-сценки, повествующие о "маленьких людях", столкнувшихся с несправедливостью. Таковы драматическая песня "Старый капрал", язвительные музыкальные сатиры "Червяк", "Титулярный советник".

Развивая традицию, рожденную "Камаринской" Глинки, композитор сочинил несколько оркестровых пьес, отмеченных добродушным юмором и народной танцевальностью. Это "Малороссийский казачок", "Баба-Яга", "Чухонская фантазия".

Особое место в творчестве Даргомыжского занимает его опера "Каменный гость". Эта новаторская опера целиком основана на неизмененном пушкинском тексте, естественно слитом с мелодически обобщенной вокальной декламацией, рожденной интонациями реального русского говора. Последняя работа композитора, уже тяжело больного, была с интересом встречена его младшими товарищами, композиторами "Могучей кучки". Автор, к сожалению, не успел завершить этот интересный труд: "Каменный гость" был дописан Цезарем Кюи и инструментован Н. А. Римским-Корсаковым. Опера и поныне считается одним из самых оригинальных произведений русской музыки.