www.patiks.ru - Мозаика Истории Мозаика истории     

     

Главная | Ученые и путешественники | Деятели искусства | Из истории русской разведки | Декабристы | Математика в истории | Исторические очерки | Почему мы так говорим?




Ученые и путешественники

Лазарев

Михаил Петрович

1788-1851

У меня недостает слов описать
его похвальные дела, и я смело уверен,
что русский флот не имел подобного капитана.
П. С. Нахимов

Адмирал Лазарев, выдающийся флотоводец и мореплаватель, открыл Антарктиду, совершил три кругосветных путешествия В Санкт-Петербурге, на берегу полноводной Невы, высится строгое монументальное здание, в стенах которого расположилось старейшее в стране военно-морское училище. Залы училища украшены портретами замечательных русских флотоводцев, прославивших своими делами нашу Родину. Есть здесь и портрет строителя Черноморского флота и открывателя новых земель адмирала Михаила Петровича Лазарева.

Свое первое кругосветное путешествие из Кронштадта к Аляске и обратно он совершил, командуя судном «Суворов». «На сердце весело, что мы уже на месте и исполнили свой долг честно»,— писал один из участников экспедиции после завершения плавания. И действительно, были все основания радоваться — корабль вернулся в исправности, все задания были успешно выполнены. Кроме того, мореплаватели открыли новые острова, исправили координаты многих уже известных ранее, нанесли на карту большие участки побережий Северной Америки и Австралии. Успехами плавания они были обязаны своему отважному командиру, которого все искренне полюбили за мужество, энергию, любознательность, справедливость и заботу о своих подчиненных.

Слава о втором кругосветном путешествии прогремела на весь мир. Русские моряки прошли расстояние, более чем вдвое превышающее длину экватора, открыли множество островов в тропических и высоких широтах и, что самое главное, неопровержимо доказали существование Антарктического материка. Во всем этом немалая заслуга М. П. Лазарева — командира шлюпа «Мирный».

Третье кругосветное путешествие на фрегате «Крейсер» из Кронштадта к берегам Северной и Южной Америки и обратно было последним для М. П. Лазарева. В 1826 г. он, капитан 1-го ранга, был назначен командиром линейного корабля «Азов», а в следующем году — одновременно начальником штаба эскадры, которая была направлена в Средиземное море и участвовала в Наваринском сражении. За участие в этом сражении Лазарев был произведен в контрадмиралы. Корабль «Азов» получил высшее боевое отличие — Георгиевский кормовой флаг.

В 1834 г. вице-адмирал Лазарев был назначен главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева. Вместе со своими учениками — Нахимовым, Корниловым и Истоминым — он приступил к преобразованию и строительству Черноморского флота. Адмирал Лазарев ввел новую систему подготовки и обучения моряков. По его инициативе был построен первый на Черном море железный пароход. Он готовил для создаваемого им парового флота кадры...

Блестяще проявил себя созданный М. П. Лазаревым флот в Синопском сражении. Этот бой показал, что по качеству вооружения и кораблей, по боевой подготовке командиров и матросов Черноморский флот, несомненно, лучший флот в мире. Особенно ярко проявились качества воспитанных М. П. Лазаревым кадров и созданного им флота в дни героической обороны Севастополя 1854—1855 гг., покрывшей неувядаемой славой русское боевое оружие.




"Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности" Цицерон Марк Туллий

"Не знать истории - значит всегда быть ребенком" Цицерон Марк Туллий


На главную | Карта сайта