Исторические очерки

Веселая масленица в далеком прошлом и сегодня

Блины русские на масленицу - Приходите на блины! - приглашает радушная хозяйка. - Зиму проводим!

И в столовой, где вы каждый день обедаете, в эти дни непременно испекут блины.

А уж если вы попадете на праздник проводов зимы (такие праздники стали традицией чуть ли не в каждом городе), то наедитесь блинчиков до отвала. Румяных, с пылу, жару.

У масленичного блина длинная история, восходит она к тем традиционным славянским праздникам, которыми наши предки отмечали конец зимы и наступление весны. Когда дни становились длиннее, солнце поворачивало на лето, земледельца начинали одолевать думы и заботы о будущем урожае. Как сделать, чтобы зима ушла вовремя, оставив на полях побольше влаги, чтобы весна не замешкалась, а солнце к сроку набрало бы нужную силу?

Наши предки были убеждены: для того чтобы задобрить солнце, а заодно повлиять - на урожай, приплод скота, удои молока - нужно устроить праздник, шумный и веселый, с обильным угощением. К началу весны в хозяйствах оставались еще запасы муки, масла, молочных продуктов, они и составляли основу обрядного пиршества. Главным блюдом были плоские хлебцы, блины. Золотистые, с жарким румянцем, они стали символом нарождающегося солнца, которому посвящался сам праздник.

Часть праздничного угощения предназначалась душам предков, от которых тоже ждали помощи и поддержки. Поэтому первый масленичный блин крестьянки отдавали нищему - на помин души умерших.

Была масленица праздником многодневным и очень шумным. И не зря: славяне верили в то, что духи не выносят шума. С криками и воплями сжигали или топили они чучело из соломы, разводили костер из хлама и мусора, скопившихся в хозяйстве. С помощью этого обряда "выживали" нечистую силу, которая за долгую зиму будто бы нашла приют в соломе, в залежалом хламе.

Люди переодевались в чужую одежду, рядились в шкуры животных, мазали лицо сажей до неузнаваемости с той же целью - обмануть духов, отвадить их от дома. Даже кулачные бои первоначально были вовсе не развлечением: кровь должна была вызвать дождь на поля.

Языческий праздник проводов зимы, отличавшийся таким же неумеренным весельем и буйством, бытовал и на Западе, только там он назывался карнавалом. Римская церковь неодобрительно взирала на карнавальные торжества, но добилась лишь того, что сократила продолжительность их с четырнадцати до восьми дней.

И православной церкви, когда столкнулась она на Руси с обычаями народа, запретить масленицу не удалось. Не помогли угрозы отлучения от церкви. Пришлось духовенству дополнить содержание древнего языческого праздника христианским учением- и масленица стала как бы напоминанием о первых людях - Адаме и Еве и истории изгнания их из рая.

Зато сам масленичный быт остался прежним - "есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду". Встречали масленицу в понедельник, разгул шел с широкого четверга до конца недели - прощания. Блины пеклись всю неделю. А вот мясо находилось под запретом. В церковном календаре эта неделя получила название мясопустной, своего рода полупост.

"Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву с наставлениями и советами для них", выпущенная в издательстве Новикова в 1791 году, не без ехидства предупреждала: "Масленица такое время, в которое многие думают обратить свой желудок в запасной магазин масла, молока, яиц, блинов и пряжинцев".

Невиданное по размаху масленичное празднество и гулянье устроил царь Петр в Москве в 1722 году, по случаю заключения Ништадтского мира. Морские суда разного вида на колесах, полсотни саней, запряженных зверьем, вереницей тянулись от села Всехсвятского к специально установленным Триумфальным воротам. Трехмачтовым кораблем с 88 пушками управлял сам царь.

На берегах Москвы-реки, Неглинки, тогда еще не упрятанной в трубы, построены были горы с затейливыми башнями для катаний, стояла там "комедь с разными позорищами". Бил барабан, заливались рожки, балалайки, свиристелки. Дышал жаром обжорный рынок. Гуляки жгли соломенные чучела, наряжались в медвежьи шкуры, мазали сажей лица, объедались блинами. Масленица, как ее изображали - румяная толстая баба на сковородке с двумя ухватами и с помелом вместо языка, - была царицей праздника.

Вечером лучшее катание шло от Кремля по Маросейке и Покровке к Разгуляю. Там, на распутье четырех дорог, стоял один из самых искусительных для гуляк трактиров с плясунами и песельниками. Ухарскими катаниями славились ямские слободы - Тверская, Рогожская, Дорогомиловская. И много увечных, больных, а то и забитых на смерть в кулачных боях оставляли после себя эти дни неумеренного веселья и обильного питья.

Но... не все коту масленица, будет и вликий пост. Он начинался сразу же после заключительного воскресного пиршества и тянулся семь длинных недель. Тут ух попоешь, не повеселишься. А пышные, скоромные блины, остатки греховного праздника, уже с воскресенья на понедельник считались хлебом поганым, богатые их даже выбрасывали. В первую субботу великого поста пекли хозяйки другие блины - пресные, безвкусные - тужили по масленице.

Такова история праздника и главного угощения. Сейчас бывшее славянское торжество потеряло и свое некогда языческое и какое бы то ни было церковное содержание. С нами остался обычай провожать уже поднадоевшую зиму, есть блины с разными приправами - и на масленицу, как это делали прежде, и в любое другое время года.

По материалам статьи И. Жерневской.