Деятели искусства

Щепкин

Михаил Семенович

1788-1863

Щепкин, выдающийся актер Бывший крепостной, популярнейший актер московской сцены М. С. Щепкин, по словам известного фольклориста А. Н. Афанасьева, "был самая живая и любопытная книга: он любил вспоминать былое...". Некоторые его устные истории легли в основу или использовались в качестве фрагментов произведений Н. В. Гоголя, М. П. Погодина, В. А. Соллогуба, А. В. Сухово-Кобылина. Встретившись 17 мая 1836 г. с Михаилом Семеновичем, Пушкин написал на чистом листе бумаги: "Записки актера Щепкина. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке...", подтолкнув актера к изложению на бумаге воспоминаний и размышлений, ставших теперь бесценным памятником истории нашего театра.

С детства Щепкину запомнились спектакли крепостного театра, а в 1800 г. он впервые сам выступил на любительской сцене. Обучаясь в Курском губернском училище, Щепкин в 1801 г. познакомился с театром братьев Барсовых, на сцене которого в 1805 г. начинается его профессиональная актерская деятельность. В 1816 г. переходит в харьковскую труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского, с группой ведущих актеров которой через два года входит в полтавский "вольный театр", возглавляемый известным украинским писателем и драматургом И. П. Котляревским. В Полтаве начинается борьба за выкуп Щепкина из крепостного состояния, в которой приняли активное участие актеры, многие зрители, будущий декабрист С. Г. Волконский... В 1822 г. Михаил Семенович наконец-то получил вольную и 20 сентября дебютировал на московской сцене, а в марте 1823 г. был зачислен в труппу Московского (с 1824 г. - Малого) театра.

Сценическое дарование Щепкина, сформировавшееся в провинциальном театре, укрупнялось и совершенствовалось. Белинский справедливо отмечал: "Торжество его искусства состоит не в том только, что он в одно и то же время умеет возбуждать и смех и слезы, но и в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса". Сознательно утверждая реализм в актерском творчестве, придерживаясь принципа: "искусство настолько высоко, насколько близко к природе", Щепкин умел показывать приниженность своих героев и одновременно выражать чувство их собственного достоинства.

"Роли Щепкина,- писал С. Т. Аксаков,- никогда не лежали без движения, не сдавались в архив, а совершенствовались постепенно и постоянно. Никогда Щепкин не жертвовал истиною игры для эффекта, для лишних рукоплесканий; никогда не выставлял своей роли напоказ, ко вреду играющих с ним актеров, ко вреду цельности и ладу всей пьесы". В этом было национальное своеобразие творческих принципов прославленного русского актера.

Г. Н. Федотова, актриса Малого театра ("Дома Щепкина"), считала Михаила Семеновича не только своим учителем, но и "верховным,судьей всех театральных дел и мнений". И действительно, искусство, утвержденное М. С. Щепкиным в театре прошлого столетия, было и остается до наших дней ориентиром в творческих поисках многих известных мастеров русской сцены.